Если у Вас трещины в стенах, перекошены дверные
проемы, кривой потолок и покатый пол — будете ли делать дорогостоящий ремонт?! Глупо
и бессмысленно, ибо ваш дом просто «едет» на плохом фундаменте. И пока вы его не
отремонтируете, не видать вам ни красоты, ни комфорта.
Фундаментом государственного устройства любой
страны (если она не диктатура) является Основной Закон страны — её КОНСТИТУЦИЯ.
К сожалению, в нашем доме под названием «Российская Федерация» 20 лет назад был
заложен порочный фундамент, от которого все эти годы у миллионов россиян по-настоящему
«едет крыша». Что же на самом деле произошло в 1993?! Ответ на этот вопрос не так
сложен, как его пытаются представить официозные историки и политологи.
В 1993 страна, только что свергнувшая опостылевшую
власть ПАРТНОМЕНКЛАТУРЫ КПСС, снова одела на свою шею непосильное ярмо новой номенклатуры,
еще более наглой, циничной, беспринципной и аморальной.
«Король умер, да здравствует Король!» — вот в
чем заключается трагизм декабря 1993, и пусть никакие «высшие ценности» отдельных
глав Основного Закона не вводят вас в заблуждение, они лишь как «фиговый листок»
прикрывают причинное место всех российских бед и проблем. Внимательно прочтите хотя
бы раз нашу Конституцию: высшей ценностью в России с самого начала объявлена абсолютная,
несменяемая и бесконтрольная власть чиновников, выстроенных в железное каре «вертикали»
с нео-сувереном во главе.
Даже царская, а затем советская номенклатуры были
ограничены: первая — классовыми интересами, ибо царь и его семья были крупнейшими
помещиками страны и обязаны были блюсти интересы этого класса; вторая же не могла
«заступать» за флажки догм марксизма-ленинизма и Кодекса «строителя коммунизма»,
а также посягнуть на общегосударственную собственность на практически все средства
производства.
Реставрация номенклатурного правления в России,
состоявшаяся 12 декабря 1993 года, принесла и продолжает приносить стране и народу
многие беды и испытания. Массовая коррупция и казнокрадство, всесилие чинуш и бесправие
народа, отсутствие честного правосудия, ГосДУРА вместо Парламента, крах морали и
нравственности, плохое образование и здравоохранение — все это есть результат серьезнейших
перекосов и ошибок, заложенных в Основной Закон под грохот танковых орудий, ставших
20 лет назад способом разрешения конфликта ветвей еще неокрепшей российской власти.
В 1993 году, как когда-то в 1881 (убийство царя-реформатора
Александра II), а затем в 1905 ( отказ Николая II передать
власть путем созыва Учредительного собрания) Россия в очередной раз утратила ИСТОРИЧЕСКИЙ
ШАНС расстаться с проклятием веков — системой единоличной абсолютистской власти,
постоянно отбрасывавшей нашу страну на десятилетия назад и обрекавшей наш народ
на муки и многочисленные жертвы.
Радоваться 20-летию Конституции могут только те,
кому она дала возможность практически несменяемо править нашим забитым (в прямом
смысле этого слова) народом, неспособным осознать ужас своего исторического положения.
Наша Конституция — не благо, а наказание для многострадальной страны и населяющих
ее граждан. И за прошедшие годы ситуация стала еще хуже ...
Заграница нам поможет?
Как организована современная власть в «цивилизованных
странах», и почему она обеспечивает своим гражданам несравнимо более высокое качество
жизни, нежели Российская Федерация?
Во-первых, она четко разделена на три НЕЗАВИСИМЫХ
ветви, каждая из которых имеет четко прописанную ответственность перед народом и
возможность(полномочия) контролировать друг друга. Это представительная (законодательная),
исполнительная и судебная ветви. Во-вторых, в Конституциях этих стран заложены «железобетонные»
гарантии сменяемости власти путем честных выборов, а также нормы, исключающие появление
диктаторов и авторитарных вождей: Гитлер, Муссолини, Франко, Салазар и проч. заставили
западные демократии выработать эффективные противоядия против возможности узурпировать
власть. В-третьих, реально независимые СМИ, институты гражданского общества всегда
стоят на страже демократических ценностей, и это достигается также благодаря правовым
нормам, заложенным в Конституции ведущих стран.
Ничего этого в нашей Конституции нет. У нас —
одна ветвь власти, исполнительная, президентско-правительственная. Всё остальное
— жалкое подобие власти (Госдума, суд, главы регионов и т.д.) Самая большая и подробная
глава нашей Конституции (4) дает де-факто неограниченные полномочия Президенту страны.
Такие, что любой монарх абсолютистского периода умер бы от зависти. Наш Президент
как Господь Бог: везде и нигде, милует, карает, снимает и назначает всех и вся без
оглядки на бесправный Парламент (Думу) и полностью подконтрольный суд, который им
же и назначается.
Несмотря на обилие полномочий, президент напрямую
ни за что не отвечает, он — ГАРАНТ Конституции, он как бы над схваткой, а высокопоставленными
стрелочниками периодически назначаются министры и даже премьеры Правительства, которым,
между прочим, давно не подчиняется большая часть ключевых министров. (Скоро, видимо,
наступит черед очередного «стрелочника»- Д.Медведева, но это так, к слову).
Говорят, это якобы типично для президентской республики,
которой является Россия. Враньё! В суперпрезидентских США существует масса противовесов
власти Президента. Это и Парламент (Конгресс и Сенат), наделенные неограниченными
контрольными полномочиями за исполнительной властью, вплоть до реального импичмента
самому Президенту. Это абсолютно независимые судьи, которых не может назначить и
снять Президент. Это избираемые только народом, и никем более губернаторы штатов
и мэры городов Америки.
Парламент США, в отличии от нашей декоративной
Думы, реально вырабатывает и контролирует исполнение бюджета США, он наделен правом
ПРЕКРАТИТЬ финансирование ЛЮБОГО ведомства, нарушающего бюджетные правила. Парламент
США дает согласие Президенту страны и его Администрации на назначение ВСЕХ госслужащих
до зам. директора департамента включительно. Перечисление всех сдержек, противовесов
и ограничений власти Президента США заняло бы здесь, поверьте, немало страниц. Примерно
то же самое — во Франции, где Президент всего лишь первый среди равных, а не мессия
во плоти. Кстати, и в США, и во Франции проигрыш выборов действующим Президентом
— вполне рутинная картина, и никто не рвет на себе волосы, не заламывает руки, не
грозит концом света.
В подавляющем большинстве других стран успешно
функционируют ПАРЛАМЕНТСКИЕ республики, когда исполнительная власть (Правительство)
формируется партиями или коалициями партий, получившими на выборах предпочтения
большинства граждан страны. При этом также обеспечивается полная независимость судебной
системы, а Парламент полностью сохраняет за собой право контроля всех должностных
лиц страны (как правило, комитеты и комиссии контроля формирует оппозиция, для создания
этих структур требуется всего 25% голосов от числа избранных депутатов).
Чтобы понять преимущества современной системы
управления государством в сравнении с нашей «вертикалью», не надо тащиться в Лондон
или Сингапур, нужно всего лишь... взять билет на электричку «Петербург — Хельсинки».
Напомню, что до 1917 года мы с Финляндией были одной страной. В получившей независимость
скандинавской республике нет нефти и газа, металлов и угля, зато давно создана и
все эти годы успешно работает современная цивилизованная власть в форме ПАРЛАМЕНТСКОЙ
республики. Именно поэтому сегодня живут финны во многие разы лучше и богаче нас,
занимая одно из первых мест в мире по честности и открытости власти. А 100 лет назад
все было как в России...
Что делать?
Как я уже говорил, Конституция России 20 лет назад
юридически закрепила победу номенклатуры чиновников, позволила выстроить практически
несменяемую бюрократическую «вертикаль», при которой обладание властью, принадлежность
к ней стали источником быстрого и легкого обогащения сотен тысяч номенклатурных
бюрократов. Все, что они желают — сохранения своего статус-кво на вечные времена,
любые реальные перемены воспринимаются ими как недопустимые посягательства на их
материальные интересы. Вот почему они до последнего будут против любых политических
перемен, настоящих реформ, против всего, что угрожает их возможности извлекать прибыли
от участия во власти.
Я не знаю, насколько адекватна сегодня наша политическая
верхушка, но в мире существует всего три способа смены власти: по наследству, через
демократические выборы или через уличные протесты. Первый вариант давно уже даже
не из области фантастики; значит, остаются либо честные выборы, либо... по-плохому.
Когда и как Россия определится с этой альтернативой, никому не известно, но вечной
власти не бывает, так что ее смена — всего лишь вопрос времени.
Как ответственный политик, я очень хорошо осознаю
опасность нарастающего гражданского противостояния, и поэтому до сих пор призываю
политическую власть не доводить страну и народ до опасной черты: худой мир многократно
безопаснее и лучше доброй ссоры, которая в России часто заканчивается большой кровью.
Но способна ли нынешняя правящая верхушка адекватно
оценивать политические риски, сохранила ли она в себе готовность к серьезным и масштабным
компромиссам и реформам — я не знаю. Очень часто мне кажется, что Россия необратимо
движется к очередной исторической катастрофе, как это уже случалось с нами неоднократно.
Рискну заявить, что при действующей Конституции
смена власти, то есть замены одних людей во властных структурах на других проблемы
страны не решает. В России, столетиями жившей под гнётом абсолютных властителей
и диктаторов, как бы они не назывались, смена власти без изменения СИСТЕМЫ ее организации
не даст ожидаемого результата: очень скоро новые люди, оказавшись в прежних условиях,
имеют очень высокие шансы стать такими же авторитарными лидерами, как прежние, а
если не повезет — то и диктаторами.
Вот почему все претенденты на должность Президента
просто обязаны дать народу клятву в том, что начнут свою работу с изменения Конституции,
с внесения в нее существенных смысловых поправок, ибо Россия отчаянно нуждается
в Конституционной реформе. Об этом сегодня и всегда обязаны говорить все понимающие
и честные люди: ученые, эксперты, журналисты, политики и гражданские активисты,
ибо без изменения Основного Закона нам страну не сохранить.
Главным направлением конституционной реформы должна
стать модернизация системы российской власти. Мы, наконец-то, должны покончить с
многовековым проклятием страны — режимом единоличной, практически неограниченной
и бесконтрольной власти, лишающей страну и граждан всякого будущего. Мы обязаны
ограничить сроки полномочий (не более 2-х раз по 4 года без всяких «подряд») Президента,
губернаторов, мэров крупных городов — это придаст процессу формирования власти динамику
и позволит избежать застоя.
Перед этим всем нам будет необходимо определиться
в вопросе о форме республики- президентской или парламентской. В мире успешно работают
обе модели, если найдено оптимальное сочетание полномочий и ограничений. Лично я
за парламентскую республику, более защищенную от появления всяких фюреров и «вождей
нации», имеющих обыкновение со временем превращаться в диктаторов и тиранов.
В любом случае в Конституции придется серьезно
расширить полномочия Парламента, особенно в сфере контроля и расследования, в решении
бюджетных вопросов и влиянии на важные кадровые назначения. Парламент, кто не помнит,
представляет наш многонациональный народ, который не только формирует власть в стране
, но и ФИНАНСИРУЕТ работу всех ее органов и должностных лиц РФ. Поэтому Парламент
должен стать и фильтром, и местом выработки всех важных политических решений.
Не менее важно заложить в Конституцию механизмы
реальной независимости судов и усиления их влияния в стране. Посмотрите сами: сегодня
в соответствии с Основным Законом исполнительная власть тупо назначает руководство
судебной системы, а потом вся страна удивляется, почему телефонное право сильнее
закона. Для формирования независимого судейского корпуса надо досконально изучить
и американский, и европейский опыт, а главное — исключить из этого процесса влияние
на кадровые назначения (снятия) наиболее мощной ветви власти — исполнительной.
Необходимы также системные решения, обеспечивающие
через Основной Закон реальную независимость СМИ, (почти все они уже скуплены «Газпромом»
и Ковальчуками!!! С какой целью, хотелось бы понять?!), а также создающие благоприятные
условия для развития политических партий и институтов гражданского общества. Словом,
надо сделать положение конституционной статьи 29, п. 5 о том, что в стране «гарантируется
свобода массовой информации. Цензура запрещается» реальностью, а не виртуальным
лозунгом и насмешкой над истинным положением вещей.
Это и многое другое должно быть положено в основу
Конституционной реформы, которую необходимо проводить как можно скорее (вчера!)
и обязательно в консенсусе с ОППОЗИЦИЕЙ. Только тогда претворятся в жизнь замечательные
(без всякого подтекста) главы ныне действующей Конституции 1-3 о свободах, правах
общества и граждан России. В противном случае развитие политической ситуации в стране
обязательно пойдет по негативному сценарию, а чем это может обернуться для страны
— мы уже хорошо знаем из собственной трагической истории. Ведь чуть более 20-ти
лет большинство из нас жило в гораздо более мощном и масштабном государстве. И где
оно?!
Словом, без Конституционной реформы Россия обречена
на хождение по порочному кругу, угрожающее ее суверенитету и территориальной целостности.
А для граждан страны, до сих пор не обремененными думами об Основном Законе, может
совершенно неожиданно наступить час Х, способный перечеркнуть всё то, чего они добились
и к чему стремились в жизни.
Мы, политики, хорошо понимающие суть происходящего,
просто обязаны сделать всё от нас зависящее, чтобы страна и народ могли быть уверены
в достойном будущем и политической стабильности России. Но реальные гарантии стране
может дать только обновленная Конституция. Пора браться за работу...
Геннадий Гудков, независимый политик.
|