Тезис
Перейти от системы отбора кадров по принципу
личной лояльности к системе отбора по принципу компетентности.
Комментарий к тезису
Вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что
кадры решают все. Но у каждого человека свой уровень
некомпетентности. Человек может быть прекрасным начальником цеха и никудышным
директором. (Уровень некомпетентности может повышаться, если человек учится, но
может и не меняться, если учеба не впрок. К тому же нередко бывает так, что
чиновник приходит некомпетентным, 2-3 года учится, «въезжает» в дело и потом
опять идет на повышение, где учится по-новой. В результате на каждой ступени
этот чиновник учится, а не работает. Отсюда вывод: на каждый уровень управления
должен приходить подготовленный человек, а не «чайник».) Беда в том, что
чиновники, достигшие своего уровня некомпетентности, в лучшем случае на нем и
остаются (хотя чего уж тут хорошего), а в худшем – поднимаются еще выше
(избавление от дурака методом «возгонки»).
Во-вторых, система госуправления не
востребует инициативных, творчески мыслящих людей, потому что отбор идет по
критериям личной лояльности и личных симпатий.
В-третьих, далеко не каждый начальник
потерпит подчиненного умнее себя, на таком «фоне» начальник боится выглядеть
бледно. В итоге, когда бюрократия формирует сама себя, она вырождается.
Эти три проблемы решаются при замещении
государственных должностей путем открытого (участвуют все желающие) и
публичного (все материалы публикуются в Интернете, а по назначению министров
еще и обсуждаются на ТВ) конкурса инновационно-внедренческих программ, в
которых содержится описание предлагаемых нововведений и план по их внедрению
(план реализации инноваций). При назначении первых руководителей учитываются
также организаторские способности, т.е. положительный опыт по реализации своих
программ и умение работать в команде.
Осуществлять подбор и ротацию кадров
правительственных структур всех уровней должно не само Правительство (чтобы
этот аппарат не формировал сам себя), а соответствующие подразделения
администрации Президента при обязательном публичном, экспертном, общественном
обсуждении программ и лично-деловых качеств кандидатов.
Что это даст? Во-первых, на руководящие
должности будут приходить люди подготовленные, которые уже «в теме»,
некомпетентные будут отсекаться еще «на подходе», во-вторых, это будет
стимулировать управленцев изучать и предлагать для внедрения лучший опыт, а
также напрягать свои мозги для поисков решений актуальных проблем.
А еще этот механизм является социальным
лифтом, позволяет грамотным и талантливым специалистам самореализоваться,
сделать карьеру. Сегодня механизма востребовать профессионалов-творцов тупо
нет.
И последнее. Сегодняшняя практика «ручного
управления» порочна в принципе: никакой президент не может быть профессионалом
во всех сферах (налогообложение, валюта и финансы, оборона, здравоохранение,
авиастроение, ЖКХ, транспорт, строительство и т.д. и т.д. и т.д.). Поэтому
решения, принятые в режиме ручного управления, не могут быть оптимальными в
принципе. Дело президента - подбор профессионалов, контроль за их
деятельностью, выращивание управленческих кадров.
Думаю, что для начала можно было бы провести
конкурс и сформировать отдел инноваций и развития (человек 10-15), например, в
министерстве сельского хозяйства. А также по результатам конкурса отобрать замминистра
по инновациям и развитию. Функции отдела - доработка внедренческих программ,
координация и контроль исполнения. При этом обязательно широко оповестить народ
через ТВ про это дело. Потом обкатать идею еще несколько раз, нарастить опыт, в
том числе на региональном уровне. Ну а дальше можно вносить изменения в
законодательство и распространять.
P.S. Не для печати
Все-таки не может русский мир жить
потребительскими ценностями, нам скучно и маетно. Нам бы офигенную сверхзадачу,
да чтобы еще и весь мир осчастливить, а на меньшее мы не согласны, не
интересно. Так почему бы не провозгласить идеологией России создание новой,
креативной цивилизации в отдельно взятой стране?
Психологическая наука уже определила, что
наивысшей потребностью личности является самореализация. Самореализация
творческого потенциала личности. Уж коли мы созданы по образу и подобию Бога,
то кто мы есть по большому счету? По большому счету мы Творцы.
Что из этого следует в практическом плане? Из
этого следует, что стратегической задачей государства должно стать
прогнозирование, развитие и востребование творческого потенциала каждого
человека. Прогнозирование и развитие – это перспективная задача науки (педагогической,
психологической и т.д.) на столетия вперед. А вот востребование – это уже
задача сегодняшнего дня. Для начала – востребовать талантливых профессионалов в
сфере государственного управления (подробней – в посте «О компетентности в
государственном управлении»). Сегодня уже можно и нужно серьезно заняться профессиональной ориентацией среди старшеклассников, чтобы они понимали, в какой области они наиболее способны. Тогда сотни тысяч студентов не будут обучаться в случайно выбранном ВУЗе. Страна не будет выбрасывать деньги на ветер, обучая тому, чем люди потом не станут заниматься, а будущие специалисты не будут менять профессии "в поисках себя" методом тыка.
Ну а дальше – непаханое поле, новая
цивилизация…
|